Проект «Пленэр внутри»

О пленэре и натуре.

В институте нас учили работать с натурой, в мастерской, на пленэре, всегда и везде. После окончания института я около 10 лет работала в основном на пленэре, черпая из природы все свои впечатления, ощущения, цвета и формы.

Что такое натура для художника? Если отменить понятие «красиво», то натурой станет любой забор, если убрать категорию «это не искусство», то можно писать полки супермаркета или рельсы железной дороги.

Долгие годы существования пейзажного жанра наложили на художника слишком много табу, скрытых запретов и искусствоведческих клише. А если попробовать выйти на пленэр, очистив наше восприятие до состояния двухлетнего ребенка, когда ты всё видишь, но ничего еще об увиденном не знаешь, нет хороших вещей и плохих, красивых или уродливых, ведь мама еще не приклеила к этой вещи ярлык? Позже ярлыки клеит общество и мы сами. Мы стремимся все предметы разделить на категории, создавая из этих категорий-клише некий шкаф, куда на нужную полку мы быстро ставим новую вещь, опознав её по двум-трем признакам, не пытаясь изучить её подробнее, взглянуть с другой стороны.

Что будет, если художник перестанет считывать эти клише?

Перформанс!

Работая над идеей проекта «Пленэр внутри», я осознала, что выходу за рамки живописных задач и попадаю в поле действия других художественных практик. Пленэр превратился в перформанс. Коммуникация со зрителей, анализ его реакций на присутствие художника в непривычном месте стали важными задачами исследовательской части проекта.

Кирилл Светляков: «Так и вижу картину: разбитое окно, приехали полицейские, и один говорит другому: “ну ладно, оформим как радикальный перформанс”. Конечно, перформанс не может быть оправданием для обычного хулигана — но ведь и не каждому хулигану придет в голову объявить себя художником.

На самом деле, у перформанса как вида искусства есть огромная история, которой больше ста лет. И его возникновение и бытование во многом было связано с тем, что выставка – это очень уродливая форма представления искусства: оно вырывает произведение из контекста жизни, помещает в некий безвоздушный вакуум, становится практически фетишем, который неизвестно кто и почему объявляет шедевром.

Перформер создает альтернативу выставочному вакууму – перформанс существует непосредственно в пространстве жизни, направлен на взаимодействие с людьми. По сути, это такой же инструмент, как холст и кисти. Только он взаимодействует не с холстом, а с медиасредой и с общественным мнением – посылает короткое сообщение, которое затем разносится в обществе. Или не разносится – вот здесь зритель и может решить, что талантливо, а что нет, воспринять это сообщение, или нет.»

Музеефикация

Бытование произведений искусства или предметов претендующих на эту роль в торгово-развлекательных или бизнес-центрах отличается от музейной жизни подобных вещей. Посетители таких центров воспринимают скульптуры, картины и инсталляции как элемент декора, иногда эффектный — с ними можно сфотографироваться, иногда неприметный.

Выходя на пленэр в торговый центр и изображая данные предметы интерьера, я их «музеефицирую», наделяю смыслом и жизнью экспоната музея. Посетители начинают иначе смотреть на объекты. В интернете обсуждают художественную ценность изображенного, целесообразность увековечивания этих предметов на картине. Вообще изображение чего бы то ни было на картине, по моему опыту, увеличивает значимость изображенного, выводит бытовые вещи на музейный уровень.

Художник в музее — это отдельная тема. Если верить Кириллу Светлякову, что в музее произведения искусства умирают, их жизнь заканчивается, то создание произведения искусства может удивительным образом изменить психо-эмоциональную среду музейного пространства. Предметы искусства, становясь объектом исследования художника, могут обрести вторую жизнь.

1 поход. «Гранд»

Время: 15 апреля 2016 г., 11.00 — 13.00

Место: мебельный торговый центр «Гранд».

Анализ: охранник при входе записал меня и мой этюдник в тетрадку. На выходе другой охранник уточнил, записывали ли меня, проверил тетрадку и выпустил без проблем. Покупателей очень мало, реагировали максимально сдержанно, почти не разговаривали, не фотографировали, пытались делать вид, что не замечают. Продавцы тоже не реагировали, не подходили. Только после того, как я попросила одного продавца меня сфотографировать за работой, ко мне подошел другой продавец и спросил, можно ли посмотреть, что я делаю. Одна дама спросила, зачем я это делаю. Она думала, что мне кто-то дал такое задание.

Гранд Гранд-Manhattan

2 поход. «Золотой Вавилон»

Время: 22 апреля 2016 г., 11.00 — 13.00

Место: торговый центр «Золотой «Вавилон».

Анализ: продавцы очень активно общались, фотографировали, позировали. Посетители магазина фотографировали, разговаривали со мной, спрашивали, что я тут делаю, почему именно в этом месте. Конфликтов с администрацией не было.

Художник в магазине вызывал интерес, но многие стеснялись открыто фотографировать или разговаривать. Люди спрашивали, почему я выбрала это место, начинали пристально разглядывать магазинчики, видимо выбирая места для моей новой картины. Дин мужчина спросил, пишу ли я портреты. Это классический вопрос к художнику на пленэре подтвердил мое предположение, что реакция на художника в необычном месте может быть такой-же как и на пленэре возле какой-нибудь церквушки ил на речке.

В целом отношение к художнику положительное.

Цитата дня: Случайный прохожий: «Вам это в институте задали?»

Вавилон Золотой-Вавилон-Inario

3 поход. «ГУМ»

Время: 29 апреля 2016 г., 11.30 — 13.30

Место: торговый дом «ГУМ».

Анализ: Центром композиции был выносной павильон Tiffany. Конфликтов с охраной не было, один охранник, проходя мимо, уточнил, сама я по себе или от организации. Оказалось ,что чтобы остаться работать в ГУМе надо было сказать,что я сама по себе. Не поняла, почему от организации нельзя. Продавцы реагировали с интересом, подходили, спрашивали, что я делаю, помогали, позировали. Посетители магазина фотографировали тайно или с разрешения, но почти не разговаривали со мной.

ГУМ оказался достаточно туристическим местом. Некоторые начинали фотографировать именно то, что я рисовала. Такое случалось и на обычно пленэре: художник как гарантия хорошего кадра. Художник в магазине вызывал умеренный интерес, в целом реакция была положительная.

Цитата дня: Мимо проходящий охранник: «А что вы тут делаете? А вы сама по себе или от организации?».

ГУМ ГУМ-Tiffany

4 поход. «ЦУМ»

Время: 6 мая 2016 г., 11.00 — 13.00

Место: торговый дом «ЦУМ».

Анализ: Писала фирменный отдел марки Philipp Plein с черепом в стразах, видимо реплика с работы Хёрста.

Минут через 25 после начала работы ко мне подошёл охранник и задал мой любимый вопрос: «Что вы тут делаете?» Я объяснила, и он ушёл советоваться с руководством. Охранник вернулся и сказал, что рисовать здесь нельзя и я должна уйти. Я спросила, кто может дать разрешение на работу и была послана на ресепшн. 
На ресепшене девушка поняла мою проблему и начала звонить людям, которые могут эту проблему решить. После нескольких неудачных звонком, ей удалось найти сотрудника PR-отдела ЦУМа, которая выслушала мою историю и сказала, что перезвонит после консультации с руководством. Позвонила и уточнила, собираюсь ли я выставлять эту картину. Я сказала, что да. Она уточнила, где. Я сказала, что проект пока не закончен и место выставки не известно, но пока я пишу у себя на фейсбуке и в Инстаграме. После чего она записала мой Инстаграм и сказала, что перезвонит. Видимо мой Инстаграм понравился руководству и мне дали разрешение на работу в ЦУМе.

Дальше все было спокойно: вялая реакция посетителей магазина и активная реакция продавцов соседних отделов, которые общались со мной, помогали фотографировать и брали визитки. Охранник вел себя дружелюбно и помог снять видео о моей работе.

Пост на Фейсбуке вызвал бурные обсуждения: поднимались вопросы целесообразности изображения черепа Херста, творчество ли это или только пиар, стоило ли получать разрешение на работу и многие другие.

Цитата дня: Дама из PR-отдела: «Вы планируете эту картину потом выставлять?»

ЦУМ-1 ЦУМ-Philipp-Plein

5 поход. «Омега-Плаза»

Время: 13 мая 2016 г., 12.00 — 13.30

Место: бизнес-центр «Омега-Плаза».

Анализ: При получении пропуска на вход честно сказала даме из бюро пропусков, что я художник и хочу у них порисовать. Дама «подвисла» и выдала пропуск. Пока я раскладывала этюдник, пришла другая дама с ресепшена и попросила пройти к руководству и согласовать мою деятельность в бизнес-центре. Генеральный директор очень позитивно отнесся к моему проекту и дал добро.

Меня заинтересовала оригинальная композиция из метала, как потом удалось узнать, у нее есть название «Ветер перемен». Композиция стояла на стойке ресепшн у входа в бизнес-центр. Поэтому вокруг все время работы было много людей.

Посетители подходили, общались, фотографировали. Спрашивали, планирую ли я писать другие виды в этом бизнес-центре, рекомендовали интересные точки. Но большинство людей стеснялось и делало вид, что меня не замечают или разглядывали украдкой.

Цитата дня: Случайный посетитель: «Почему вы не пишете носорога?».

Омега-ПлазаОмега-Плаза

6 поход. «Весна»

Время: 22 мая 2016 г., 11.30 — 14.00

Место: торгово-развлекательный центр «Весна».

Анализ: Обстановка была полностью бесконфликтная, охрана и администрация реагировали на мое присутствие нейтрально. Поскольку пленэр-перфоманс проходил в воскресенье, посетителей торгового центра было очень много. Для работы я выбрала место в большом холле, где было небольшое кафе и несколько специально отведенных для фотографирования мест: колонна с фирменными крыльями «ангела», стеклянные колбы с водоворотами, стенды с картинами. Благодаря этому, посетители могли спокойно фотографировать и меня, не смущаясь и не боясь быть замеченными мною. Но подходили поговорить очень немногие, чаще всего покупатели с детьми или молодые женщины. Дети интересовались, кто мне дал такое задание. Взрослые удивлялись, узнав, что это мой проект. Один мужчина рассказывал, что тоже когда-то учился в художественной школе и мечтал стать художником. Эту историю я часто слышал на пленэрах, видимо людям приятно чувствовать свою причастность к художественному процессу, значит, они считают его ценным.

Некоторые пытались попасть в «кадр», в надежде быть запечатленными на холсте, другие, наоборот, мешали обзору, но не реагировали на мои строгие взгляды.

В целом обстановка была спокойная.

Цитата дня: Администратор зала: «Можно я вас сфотографирую, руководству показать, что у нас художник рисует?»

ВеснаВесна

7 поход. «Афимолл»

Время: 27 мая 2016 г., 12.30 — 14.00

Место: торгово-развлекательный центр «Афимолл-Сити».

Анализ: Охранник уточнил, согласовала ли я свое рисование в торговом центре. Я сказала, что нет, поэтому он прямо при мне кому-то позвонил и получил согласие. Все заняло не более 3-4 минут и никаких усилий с моей стороны.

Я выбрала для работы точку около лифта и вблизи ресторанного дворика. Это обеспечило большое количество никуда не спешащих зрителей. Люди ожидающие лифта спокойно меня рассматривали. Я провела небольшой эксперимент:

— если я спокойно работала, человек стеснялся и разглядывал меня украдкой;

— если я переводила на него взгляд и улыбалась человеку, то практически все в ответ улыбались и процентов 50 подходили ближе и начинали общаться.

В этот выход я приклеила на задней стороне этюдника табличку с хештегом #пленэрвнутри и моим адресом на фейсбуке. Люди обращали на это внимание и разглядывали меня как-то более осмысленно.

В торговом центре было много подростков 13-16 лет. Они наиболее раскованно вели себя, смело подходили и задавили интересующие их вопросы. Болтали друг с другом у меня за спиной6 обсуждая,что и как я пишу. Для них было важно, насколько точно я я передавала все элементы «пейзажа».

Сегодня появился человек с предложением, которое я ожидала, т.е. я предполагала, что мой проект должен в конце концов вызвать подобную реакцию. Мужчина спросил, сколько стоит моя картина. Пояснил, что у него в торговом центре своя «точка» и он хотел, чтобы я её написала.

Цитата дня: Посетитель центра: «Вы так любите рисовать?».

Афимолл-1Афимолл

8 поход. «Третьяковская галерея»

Время: 03 июня 2016 г., 12.00 — 14.30

Место: выставка «Перезагрузка» в Третьяковской галерее на Крымском валу.

Анализ: По приглашению Кирилла Светлякова (заведующего отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи) я писала этюд в залах выставки «Перезагрузка», посвященной искусству 1960-2000 годов. В рамках проекта «Пленэр внутри» я оказалась в совершенно неожиданном для пленэра месте – на выставке современного искусства. Передо мной стояла сложная художественная задача: работать с музейным материалом как с немузейным, т.е. воспринимать пространство музея, как обычное публичное пространство, в одном ряду с моими походами в ГУМ, ЦУМ, Афимолл и другие.

Кроме того, это все-таки перфоманс. И я продолжала изучать реакцию публики на появление художника в неожиданном месте. В музее люди готовы к встрече с искусством исключительно в его финальной «законсервированной» стадии, но ни как не в момент рождения. Еще одна ипостась художника в музее – это копиист. Но я не делала копий с произведений искусства, я писала этюд.

Сотрудники музея отнеслись к моему появлению спокойно, смотрители в зале поглядывали с легким любопытством. Зрители реагировали крайне сдержанно, почти не подходили посмотреть, что именно я делаю. Такое впечатление, что они не могли понять, чем я занимаюсь, поэтому боялись подойти и заговорить, чтобы не оказаться в неловкой ситуации. Неоднозначность ситуации лишала их возможности коммуницировать.

Цитата дня: Хранитель музея: «Оставьте картину у нас, потом сразу на все работы справку на вынос напишем».

ГТГ-1-1ГТГ-1

9 поход. «Третьяковская галерея»

Время: 06 июня 2016 г., 11.30 — 14.00

Место: выставка «Перезагрузка» в Третьяковской галерее на Крымском валу.

Анализ: По приглашению Кирилла Светлякова (заведующего отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи) я писала второй этюд в залах выставки «Перезагрузка», посвященной искусству 1960-2000 годов. В понедельник в музее выходной день, и мне удалось поработать в закрытом для посетителей пространстве. Более того, в этот день в экспозицию вносили изменения, часть работ заменяли на другие. По залам ходили искусствоведы, монтажники, хранители. Даже если я вызвала у них интерес своим присутствием, он делали вид,что всё как всегда, и старались не обращать на меня внимание.

Сотрудники музея отнеслись к моему появлению лояльно, некоторые подходили узнать, что я пишу. В процессе работы несколько полезных советов дал Кирилл Светляков.

Цитата дня: Сотрудник музея: «Вы закончили? Тогда выносите всё!».

ГТГ-2-1ГТГ-2

10 поход. «BMW»

Время: 15 июля 2016 г., 11.30 — 13.50

Место: «Пеликан-Праймери», дилер BMW.

Анализ: Юбилейный 10-й выход на пленэр состоялся в авто-салоне BMW. Потребовалось разрешение руководства на работу. Руководство очень положительно отнеслось к проекту и одобрило мое присутствие в салоне. Мне даже выделили сотрудника, который помог мне выбрать удобное место: удобное для меня и посетителей, ведь я не должна была мешать их перемещениям по салону.

Вид оказался сложноват для этюда, много стекла и сложных отражающих поверхностей.

По поводу коммуникаций с людьми, т.е. перформансной части проекта «Пленэр внутри». Сотрудники салона BMW были дружелюбны, иногда подходили пообщаться. Как всегда основной вопрос: «Пишите ли вы портреты?». Посетители салона были более стеснительны, на картину заглядывались, а вот общения не происходило. Одна дама очень обрадовалась, увидев себя на картине, нам даже удалось немного пообщаться. Её интересовал вопрос, почему я пишу в таком неожиданном месте, не заказ ли это от салона, и куда я потом дену эту картину.

Зато по окончании работы руководство, в лице начальника отдела продаж, пригласило мне приходить еще и просило прислать фото картины. Это впервые!

Цитата дня: Руководитель отдела продаж: «Приходите еще. У нас тут много красивого».

BMW BMW

11 поход. «ГМИИ им. Пушкина»

Время: 15 мая 2017 г., 11.40 — 13.40

Место: выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» в Государственный музее изобразительных искусств им.Пушкина, Москва.

Анализ: Спустя почти год с начала проекта я вновь вышла на пленэр. На этот раз в залы Пушкинского музея. Куратор выставки «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» Данила Булатов оценил идею проекта и откликнулся на мое предложение поработать в залах выставки. Меня не покидало удивительное ощущение сакральности пространства закрытого музея, в которое тебя допустили, и в котором ты не просто находишься, но творишь свое искусство в окружении произведений искусства мирового уровня.

С другой стороны сама экспозиция и подача материала визуально напомнила оформление магазина Tiffani в ГУМе. Именно такие параллели я и стремлюсь найти и проанализировать в своем проекте. «Нераспознование» вещей и пространств, невозможность без «ярлыков» отличить музей от магазина, драгоценность от ширпотреба… Одинаковость предметов, если смотреть на них глазами ребенка или инопланетянина, не имеющих смыслового сопровождения увиденного. Музейное пространство ищет возможности новых коммуникаций со зрителем и мимикрирует под «супермаркет» ,чтобы быть ближе и доступнее. В свою очередь магазины придают своим полкам музейный вид, увеличивая таким образом ценность своих товаров.

По поводу коммуникаций с людьми, т.е. перформансной части проекта «Пленэр внутри». Поскольку я работала в понедельник — выходной день в музее, то коммуникация проходила исключительно с сотрудниками музея, т. е. с людьми в какой-то степени подготовленными к общению с художниками. Смотрительница в зале долго пыталась понять, почему я так странно встала — спиной к картинам, так копии не пишут. Потом подошла к моей работе и искренне удивилась, увидев, что я не копирую, а пишу интерьер музея. Спросила, не задание ли это в институте. Опять мысль,что такое можно делать только по чьему-то поручению. Художник не волен в своих поступках?

Цитата дня: Куратор выставки: «Вам точно пропуск на вынос нужен?»

 

12 поход. «Открытый клуб»

Время: 18 июля 2017 г., 16.20 — 18.40

Место: выставка «Неорганические формы и монохромные структуры. С. Пятницкая, Г. Скубачевский» в галерее «Открытый клуб», Москва, Спиридоновка, 9/2.

Анализ: Выход в галерею «Открытый клуб» не был спонтанным, пришлось договариваться о визите с кураторами галереи. Зато удалось пообщаться и даже запечатлеть на картине авторов выставки — Софью и Глеба. Они мило беседовали у окна на темы искусства и современности. Авторы были очень рады, узнав о моем проекте и том, что это мой первый визит в галерею современного искусства.

Сотрудники галереи были гостеприимны, окружили ненавязчивой заботой. Немногочисленные посетители отнеслись к моему присутствию нейтрально. Делали вид, что это для них привычно — художник с этюдником на выставке. Но в контакт почти не вступали, попыток общения не было.

Самыми общительными оказали художники, представленные на выставке. Они были рады моему присутствию и даже давали советы.

Цитата дня: Зритель: «А вы здесь работаете?».

13 поход. «Музей Москвы»

Время: 10 августа 2017 г., 12.00 — 14.10

Место: выставка «Покинутый дом: Кунсткамера московских роялей» в Музее Москвы, Москва.

Анализ: в рамках моего проекта «Пленэр внутри», объединявшего живопись и перфоманс, я была в потрясающем, почти заколдованном месте: на выставке старых роялей. Стены из старого настоящего кирпича, высокие арки, полы, помнящие правительственные автомашины, точечное освещение и старые рояли, пианино, фисгармонии.

Этот зал на третьем этаже я присмотрела себе для пленэра еще на выставке Файбисовича, но там были только картины. И я ждала подходящую экспозицию. Назвать выставку роялей подходящей я не могу, она идеальная. В ней сошлось всё, что мне требовалось для проекта: сложность распознавания пространства и предметов в нём, когда зритель, глядя на картину, не может с уверенностью определить сущность предмета, так как нет «ярлыков». Музей или магазин, экспонат или товар, зрители или покупатели? Мы живем среди ярлыков и штампов. Но что будет, если их убрать из нашего сознания? Когда вы не знаете, что за предмет перед вами и вынуждены его анализировать с нуля.

Евгения Кикодзе откликнулась на мою просьбу и организовала мою работу в залах музея.

Перформативная часть была усилена тем, что я пришла в компании моего старшего сына, которого не с кем было оставить. Он героически выдержал 2 часа. Привлекал внимание посетителей, особенно общительны оказали барышни, его ровесницы.

Сотрудники музея (смотрители в залах, охрана при входе) были нейтрально настроены, особого интереса не проявили к моей деятельности, но и ни в чем не ограничивали.

Две девочки подошли, долго разглядывали, потом начали задавать кучу вопросов, в том числе: кто мне дал такое задание, какие у меня краски, сама ли я всё это нарисовала. Этот вопрос меня особенно потряс. Т.е. получается,что художник – это абстрактное существо, с которым в реальной жизни встретиться нельзя, и человек пишущий картину у вас на глазах, все-таки не является художником и её творцом. Этот вопрос меня потряс. Оказывается некоторые люди не готовы встретиться с художником, потому что художник — это где-то не здесь.

Цитата дня: Зритель, девочка 9 лет: «А вы всё это сами нарисовали?»

Реклама