Живопись маркетри

Маркетри (от франц. marquer — размечать, расчерчивать) вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия.

Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI в. станка для производства пиленого шпона. С этого времени стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины (черного, красного, розового дерева). В начале XVII в. техника маркетри распространяется в Германии, Голландии и Франции. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Но уже в XVIII веке появляются отечественные мастера из крепостных.

Наивысшего расцвета техника маркетри достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности.

Развиваясь маркетри, постепенно из утилитарного, прикладного направления выделяется в искусство имеющие самостоятельное художественное значение, создает предметы приобретшие свойства картины как формы изобразительного искусства. Все это позволяет говорить о формировании нового вида изобразительного искусства — живописи маркетри. По сравнению с другими видами живописи, особенности живописных работ маркетри связаны с художественными и пластическими качествами дерева. Краски можно смешивать, получая различные цветовые оттенки, наносить их мягко с тончайшими переходами от цвета к цвету. В маркетри изображение возникает вследствие использования природной палитры — цвета и текстуры шпона различных видов деревьев.

Татьяна Горина не только виртуозно владеет техникой набора, но обладает совершенно уникальной способностью чувствовать дерево, как материал. Её работы с полным основанием можно назвать живописью маркетри. Богатейшая палитра цвета и текстуры древесины экзотических и отечественных пород используется в работе над набором мозаики – порядка семи десятков наименований. Еще одна отличительная особенность наборных картин Татьяны – это совсем не характерное для современного маркетри – ощущение объема. Способствует этому и старинная технология «поджига» — затемнение фрагментов древесины мозаичных вставок, используя раскаленный кварцевый песок. Прием, любимый мастерами XVIII-XIX веков, к сожалению, совершенно неоправданно забыт современными маркетристами.

278786

Было бы неверным считать, что подобная живопись применима только в классических интерьерах. Использование натурального материала (дерева) роднит маркетри с такими интерьерными стилями, как колониальный и, соответственно, все этнические, экологический, кантри-стиль, модерн, арт-деко… при соответствующей тематике изображения.

278784

Как не странно маркетри может органично себя чувствовать в интерьерах в стиле хай-тек, конструктивизм и минимализм. В таких интерьерах ценят натуральные материалы и их живую фактуру, то, чем в полной мере может гордиться маркетри.

Ну и, конечно, эклектика и винтаж вполне способны вместить в себя такие произведения искусства, будучи достаточно «всеядными» стилями.

278782

Реклама

3 thoughts on “Живопись маркетри

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s