Смысл коллекционирования (проблема «голого короля»)

Сталкиваясь с вопросом приобретения произведений современного искусства, у покупателя сразу возникает проблема: адекватна ли цена уровню художественного мастерства. В этом вопросе, в первую очередь, потребитель руководствуется собственным вкусом. Кто-то действует по принципу «чем дешевле, тем лучше» и устремляет свои стопы на всевозможные ярмарки и набережные, где за сто долларов можно приобрести новоиспеченных айвазовских и шишкиных. А что делать, если художественные пристрастия не совсем надежны и рискуешь украсить интерьер дома или офиса произведениями, вызывающими ироническую улыбку знатоков и тонких ценителей искусства?

Иные начинающие коллекционеры ориентируются на имена, многократно повторяемые в рекламе, но и тут, увы, их поджидают неприятные сюрпризы: для некоторых художников пиар — лишь способ скрыть свою творческую несостоятельность. Есть еще один вариант добиться объективности в непростой художественной ситуации: обратиться к книге «Единый рейтинг современных художников и мастеров ХVIII—XX веков», но и она не для всех является панацеей.

Доверяя составление художественной коллекции навязчивым галеристам и искусствоведам, тоже можно попасть впросак, если они низкопрофессиональны и малокомпетентны или ангажируют «своих» протеже: земляков, друзей, знакомых и т.д. Согласитесь, что не все врачи — целители, есть и такие, которые уныло отсиживают положенное время в районных поликлиниках, с ненавистью глядя на надоедливых больных. То же и в среде галеристов. За консультациями следует обращаться к авторитетным специалистам, коих в Москве, к счастью, немало. И тогда ваша коллекция принесет немалые дивиденды уже в самом неотдаленном будущем. Одно дело покупать антикварные произведения искусства, стоящие, подчас, целое состояние, рискуя выложить его за подделку. Другое дело приобрести картины или скульптуры современных художников за умеренную цену, а через некоторое время узнать, что эти произведения признаны шедеврами, и их реальная стоимость поднимается в десятки и сотни раз, как происходит со Зверевым, Яковлевым, Бритовым, Юкиным. Со временем истинные ценности только дорожают.

Если вы решили обойтись без квалифицированного консультанта, тут вас и поджидает извечный вопрос: как отличить низкопробного художника от истинного живописца и в чьи произведения стоит вкладывать деньги на сегодняшнем арт-рынке? Перед нами не стоит задача называть имена наиболее интересных отечественных художников, тут многое зависит от вкусов и потребностей коллекционеров. Кого-то привлекает камерная кабинетная живопись, другому ближе монументальные исторические полотна. Любой из жанров современного искусства может быть представлен достойными именами.

Широкий резонанс и мощную поддержку в прессе на сегодняшний день получает актуальное искусство. Вышедшее в годы перестройки из подполья, оно уже двадцать лет иронизирует и мочалит социализм с его символикой, вождями и коммуналками. Это, конечно, остроумно и забавно, но высоким искусством явления доморощенного концептуализма назвать нельзя. Оно всего лишь грань общемирового космополитического художественного процесса, как правило, малогуманного… Здесь мы не говорим об истинных новаторах, перевернувших представление о современном искусстве. За сочинением же второразрядных объектов и инсталляций легко скрыть слабую художественную подготовку и даже простое неумение рисовать, что, в первую очередь, отличает художника от представителя других профессий. К примеру, писателя, не умеющего писать, никто покупать не будет. Скорее метафорой современного искусства, чем реальным случаем, является феномен Акашина в Поляковском «Козленке в молоке». В области современного изобразительного творчества это явление распространенное и нормальное. Глядя на некоторых известных «художников», хочется воскликнуть: «А король-то голый!»

Поразительнее всего, насколько отзывчивы на акции подобных «актуальщиков» средства массовой информации. Если кто-то где-то в качестве объекта искусства выставляет использованные гигиенические прокладки или нечто покруче, то обязательно это событие осветит телеканал «Культура» и прочие теле- и радиокомпании. С другой стороны, за пределами обзоров СМИ остаются выставки и арт-проекты, действительно достойные внимания.

Наталия Новикова

В последнее время набирает силу тенденция укрепления российского самосознания, патриотизма, реабилитации великорусской истории и правившей династии. И как следствие, обращение к российской школе живописи — уникальному явлению в мировой художественной культуре, синтезирующему академические традиции, многослойную лессировочную технику старых мастеров и восхищение русской культурой.

В связи с этим сложная ситуация складывается в области пейзажной живописи. Потакая вкусам коллекционеров, чье художественное восприятие сложилось на «классических» образцах Шишкина, Саврасова и Поленова из «Родной речи», плеяда мастеровитых художников берет за основу мотивы этих живописцев, будучи не в состоянии передать трепетную гамму чувств, вложенных мастерами XIX века в свои полотна. В результате рождаются «сувенирные» работы, архаичные для современного восприятия и не дотягивающие до уровня мастеров позапрошлого века. Поскольку каждая эпоха рождает свою стилистику, сегодня уже нельзя писать так, как писали в Древнем Египте, во времена Возрождения или в XIX веке. Наряду с этим есть много замечательных современных пейзажистов, в частности представители сложившейся во второй половине XX века «Владимирской школы живописи».

Наталия Новикова

Исходя из этого, мы можем посоветовать развивать, пестовать и обогащать свой собственный вкус, посещая собрания классического искусства Третьяковки, Пушкинского музея и т.д. Их стоит посетить вместе с вашими чадами, чтобы с юных лет воспитывать в подрастающем поколении культуру восприятия художественных произведений. Людям, желающим насытиться дорогим буржуазным искусством, а не дешевым супермаркетным артом, рекомендуем обратиться к Арт-Манежу, где представительствуют лишь самые преуспевающие галереи и профессиональные произведения современного искусства. В последнее время чрезвычайно повысился художественный уровень работ, выставляемых в ЦДХ и других выставочных залах Москвы.

Творческая деятельность в современном мире требует жертвоприношения со стороны художника. Ощутив в себе «искру божью», человек вступает на нелегкую стезю отстаивания своей индивидуальности, где так легко поддаться искушению, потакая вкусам невзыскательной публики. Гениальный художник может опережать свое время и его «открытие» подчас возникает лишь после его смерти, как произошло с Ван Гогом, Жерико, Модильяни, Гогеном и многими другими, чьи произведения при жизни не продавались, зато теперь они лидируют на мировых аукционах. Мнение зрителя и покупателя очень важно для поддержки творческой личности. Как правило, художники – люди ранимые, с болью переживающие свои неудачи. По каким-то им одним доступным законам они могут подсознательно своим творчеством прогнозировать политическую ситуацию в стране. Если ЦДХ переполняют изображения монстров – жди очередного путча. Творчество – сакральный акт, требующий одиночества и внутренней концентрации. Работая в замкнутом пространстве тишины своей мастерской, художник пребывает в вынужденной изоляции, где единственными собеседниками являются холст и краски. Занятия искусством рафинируют и истончают психику. Не случайно творческий путь избранных гениев заканчивался сумасшествием (Врубель, Федотов, Ван Гог, Гоголь и т.д.). Столь высокую цену приходится платить за свою неординарность. Чувствуя приближение к этой грани, А. С. Пушкин создал свое знаменитое: «Не дай мне, Бог, сойти с ума. Нет, лучше посох и сума…» и «Пиковую даму».

Хотелось бы вернуть благоговейное отношение к творчеству. Произведения искусства из объектов культового поклонения превращаются в товары массового потребления. В этом некоторые художники видят кризис общественного сознания. Не случайно патриарх и мэтр отечественной живописи Гелий Коржев принципиально не продает свои картины. Но это крайний случай и, скорее всего, единичный. В большинстве своем художники мечтают о покупателе-интеллектуале и щедром меценате, способном вкладывать деньги в творческое развитие мастера: арендовать выставочные пространства, просторные мастерские, предоставлять определенную натуру для работы.

Оксана Ермолаева-Вдовенко, искусствовед, член Союза художников России

/«Русская галерея XXI век», № 10-11 2009 г./

Реклама

Смысл коллекционирования (проблема «голого короля»): 4 комментария

    1. Спасибо, Алексей.
      Мне тоже показалось, что информация в этой статье интересна и полезна широкому кругу любителей изобразительного искусства. Именно по этому я с любезного разрешения издательства разместила в своем блоге статью из журнала «Русская галерея XXI век».

  1. Очень точно подмечено. И во многом перекликается со статьей С.Гольдберг. Сейчас быть художником и легко и трудно одновременно. Иногда приходится платить больше, чем платят за твои работы, т.е. — душой.

    1. Gala, спасибо, что заглянули и оставили интересный комментарий.
      На счет «платить душой» вы болезненно правы. О душе художника сейчас вообще мало кто думает. И в этом частично виноваты сами художники, те из них, которые рисуют по несколько копий со своих же картин, продавая их одну за другой, те, кто пишет что-то исключительно потому, что это продается, а не потому, что это ему близко и интересно…
      Жаль…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s