Текстильный Модерн или женские штучки начала прошлого века

Главная идея модерна начала ХХ века могла бы звучать примерно так: ни один стол, шкаф, кресло или диван не должен быть похож на другой. Массовым потребителем тканей модерна стала интеллигенция, мещанские слои и значительная часть вошедшего в силу купечества, быстро воспринявшая вкусы культурной части общества. Декоративный текстиль с новыми рисунками, заполнивший городские интерьеры в виде обивки стен и мебели, пологов кроватей, занавесок, скатертей, покрывал и тому подобных изделий, был настолько характерен и разнообразен, что стал «лицом» всего текстиля конца XlX-начала XX века.

Хотя стиль возник далеко от России, текстильные узоры модерна стали проникать в русский городской быт одновременно с их широким распространением в Западной Европе. Многоплановые связи России с Европой, включая постоянные абонементы рисунков лучших западных фирм и работу немецких и французских мастеров текстильного орнамента на русских фабриках, способствовали проникновению творческих идей через государственные границы и интернационализации художественного оформления значительной части русского текстиля. Достаточно сказать, что на Прохоровской Трехгорной мануфактуре, вводившей на рубеже XIX-XX веков в производство до 400 новых рисунков в год, более половины орнаментов комбинировалось на основе привозных абонементов.

После сенсационного успеха стиля модерн на Парижской Всемирной выставке 1900, где активно участвовала и Россия, новые рисунки русских столичных фабрик приобрели ясно выраженную экстравагантную направленность. Русский текстиль и подготовка художников для работы с орнаментом были на этой выставке очень высоко оценены. Так, Товариществу Прохоровской Трехгорной мануфактуры «за успехи в техническом деле» была присуждена высшая награда «Grand Prix», а «Школа ремесленных учеников» Товарищества по учебному отделу получила золотую медаль.

В орнаментах художников, работавших в России, можно проследить все особенности развития европейского модерна. Эскизы и законченные рисунки таких художников-текстильщиков, как О.Грюн, П.Русин, Л.Мей, Ф.Дружинин. К.Власов, Р.Рюнн, Г.Бауман, сохранившиеся в художественных мастерских Московского хлопчатобумажного комбината «Трехгорная мануфактура» и Первой ситценабивной фабрики до наших дней, красноречиво это подтверждают.

Фантастические орнаменты, которые считаются типичными для европейского и русского модерна, возникли не сразу. В Англии, стране-родоначальнице модерна, текстильный орнамент при зарождении стиля был довольно скромных очертаний и опирался на точное детальное изображение местной флоры. К родной земле, заросшей маргаритками и терновником, овеянной романтикой прошлых веков, было обращено внимание художников, не желавших ее превращения в кирпичные трущобы городов с удушливой атмосферой фабричных корпусов. Усиленный интерес к родной природе и истории стал частью всего процесса развития модерна в Европе. Ранние композиции были просты и повторяемость элементов хорошо читалась. В английских орнаментах длинная волнистая «текучая» линия, движение которой легло в основу вычурных изгибов изображений конца XIX-начала XX века, появилась к 1870-м годам. Зарождением и развитие этой линии в текстильном рисунке можно проследить в работах У. Морриса.

Открытием модерна безусловно является использование в орнаменте микроформ строения различных растений и иных органических и неорганических веществ. Перед художниками, заглянувшими в окуляр микроскопа, открылся неведомый мир орнаментально организованных форм. Странная пластика оболочек растительных клеток, четкость кристаллов химических соединений позволили выйти на совершенно новые, никогда не существовавшие в текстильном рисунке орнаменты. Открытие для искусства микромира стало завершением открытия «других миров» в модерне.

Через все стадии модерна прошли луговые «сорные травы»: васильки, ромашки, незабудки, маргаритки, земляника, одуванчики, душица, лопухи, купавки, клевер. Меняясь в оттенках окраски, они всегда сохраняли в себе отголоски начальной фазы развития английского модерна, когда текстильный орнамент стал опираться на точные изображения местной флоры. Скромные зеленовато-серые, желтовато-коричневые, бело-голубые изображения луговых трав в раннем модерне постепенно заменялись сочной контрастной локальной расцветкой, где ярко-синее пятно соседствовало с желтым и зеленым. «Сорные травы» изображались, в основном, на тканях для одежды.

В художественном текстиле модерна отразились все направления орнаментальных поисков конца XlX-начала XX века, существенно обогатив выразительные возможности текстильного рисунка. Текстильные собрания крупнейших музеев мира являются сегодня наиболее полной энциклопедией декора эпохи «модерн».

Сегодня модерн, вопреки изначальному значению слова, — не современность, а уже достояние истории. Ретро, которое по-прежнему остаётся главным истоком художественного авангарда. Исподволь этот стиль вновь завоевывает сердца. В большей степени европейские, в меньшей — наши, но тенденция его возвращения — очевидна.

В статье использованы материалы с сайтов: www.liveinternet.ru, blog.kp.ru, forum.ostmetal.info, www.promebel.com

Дополнительно о стиле Модерн читайте в статье «Стиль Модерн, или будем называть вещи своими именами».

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s