Как собрать досье на художника, работы которого вы хотите купить

Вполне житейская ситуация: понравился галерейный художник, о котором вы мало что знаете. Хорошо, если антикварный «классик». Сложнее, если «актуальщик». Что делать, чтобы не попасть впросак?

Порыв в наше время — эмоция очень ценная, к тому же сулящая в будущем долгую радость владения. Но только если сделать все правильно и хотя бы на время перед сделкой обрести хладнокровие. Итак, какую информацию о предмете страсти нужно собрать в первую очередь, чтобы не получилось «деньги на ветер»? Из чего складывается «инвестиционный портрет» автора? По каким критериям нужно «пробить» художника для принятия решения о покупке? Не претендуя на всеохватность, перечислю отдельные из них, включая наиболее важные.

1. Место художника в истории искусства. Имеется в виду определенное согласованное мнение экспертов и общества о статусе художника, об уровне его мастерства и новаторства. Тут прийдется «копать»: литература плюс сетевые публикации. Поможет разобраться в вопросе, в частности, принадлежность автора к известному кругу, важному направлению, «громкой» группе или творческому объединению. Например, остовец, художник близкий к Сретенской группе или к «лианозовцам», «русский парижанин» или «новый скучный» — любой из установленных фактов, позволяющих позиционировать художника, помогает приблизиться к пониманию статуса автора.

2. Справедливость запрашиваемой цены. Тут как раз все несложно, если художник имеет историю аукционных продаж. Тогда можно определиться с ценой в базе «Художники» на ARTinvestment.RU по опубликованной методике. Если аукционных продаж нет, то ситуация с ценами сложнее. Но случай тоже распространенный. У многих известных русских современных художников пока нет аукционных продаж (например, у Николая Полисского) или они единичны. И ничего. В этом случае можно попробовать посмотреть уровень цен на работы художников одного ряда. Иногда такой подход работает.

3. Ликвидность. Следует уяснить для себя, насколько просто и быстро можно будет потом перепродать произведение на рынке, чтоб не получилось, что вы единственный, кто покупает работы этого художника. Идеальный вариант, если художник входит в регулярную обойму торгов ведущих аукционов мира, включая Christie’s, Sotheby’s и Bonhams. Это, будем считать, мы уже проверили в пункте 2. Но если нет, то полезно послушать галериста и понять, много ли коллекционеров у этого художника, сложилась ли группа регулярных покупателей и как много работ есть на галерейном рынке. Если рынок маленький и сделки редки, то есть определенный риск, который вредит «инвестиционному портрету» автора.

4. Наличие работ художника в экспозициях ведущих музеев мира и в статусных частных собраниях. Эта информация вполне доступна в открытых источниках. Понятно, что если работы есть в ГРМ и Третьяковке, то это хорошо. Также стоит «пробить» широко известные профильные коллекции — например, перед покупкой произведений шестидесятника неплохо посмотреть, есть ли его вещи в собраниях Виктора Бондаренко, Аслана Чехоева и др.

5. Участие работ художника в важных выставках — факт, который должен укреплять покупателя в правильности его выбора. Имеются в виду не только современные выставки, но и исторические. Поднять выставочную историю и собрать информацию о планах на будущее тоже вполне посильная задача для покупателя.

6. Наличие движущих сил — лобби художника. Будет не лишним выяснить, какие галереи стоят за художником, какие известные коллекционеры. От этого во многом зависит интенсивность выставочного процесса, частота и уровень публикаций.

7. Подлинность и наличие экспертной инфраструктуры. Один из важнейших факторов для антикварного рынка. Полезно заранее выяснить, кто является признанными экспертами по художнику и направлению. А начать можно, например, с изучения списка экспертов, аккредитованных МКААД (Международной конфедерацией антикваров и арт-дилеров).

8. Массив и уровень публикаций. Если есть монография о творчестве или альбомы с каталогами, то совсем хорошо. Другое дело, что нужно обращать внимание на уровень. Известно, что некоторые коммерческие альбомы в 2000-е годы выпускались с опубликованными фальшивками. В том числе для их легализации. Так что безусловно верить тому, что написано пером, сегодня не стоит. В любом случае полезно почитать, что о художнике пишут в Интернете, чтобы понимать, с каким материалом имеешь дело. А для современных художников особенно полезно посмотреть их интервью.

9. Участие в премиальном процессе: конкурсах, премиях, биеннале. Особенно важно для современных художников. Там может не быть аукционной статистики — она-то как раз дело наживное. Зато вовлеченность в премиальный процесс — сигнал покупателю, что он на правильном пути.

Представленный список — это всего лишь маленький план, с чего начать. Но далеко не исчерпывающий. Просто остальное шибко не «нагуглишь». Например, вопросы юридической чистоты произведения. Вообще есть еще много штрихов, из которых складывается общая картина. Даже возраст художника имеет значение. Для определения инвестиционного потенциала, скажем, надо подключать дополнительные методики. Например, «Как выбирать произведение для инвестиции с помощью ARTinvestment.RU» или «Как самостоятельно оценить произведение для инвестиций с помощью ARTinvestment.RU». Но для того, чтобы подготовиться и не чувствовать себя покупателем «кота в мешке», перечисленных шагов должно хватить. Удачных вам покупок.

Владимир Богданов, AI

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s