Вы не любите хай-тек? Вы просто мало о нем знаете!

Последнее время я все чаще и чаще слышу от разных людей высказывания вроде:
— «Ну что вы, зачем мне дома этот хай-тек!»
— «Кухня в стиле хай-тек, какой ужас! В ней же нельзя спокойно поесть!»
— «Что может нравится с хай-теке? Мы же с вами нормальные люди!»
Поскольку меня, как художника и дизайнера, интересуют все стили в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне интерьера, я не могла обойти своим вниманием стиль Хай-тек, и даже какое-то время назад написала пару небольших заметок: Эстетическое удовольствие хай-тека и Интерьер в стиле хай-тек.

Поэтому меня так удивил поток негативных отзывов об этом стиле. Я попыталась разобраться в причинах такого отношения к Хай-теку, и выяснила для себя несколько интересных моментов.
Во-первых, чаще всего, люди не были в интерьерах в стиле хай-тек (как это ни странно), а только слышали о них или видели картинки в журналах.
Во-вторых, у людей есть сложившиеся стереотипы, зачастую не имеющие ничего общего с реальным стилем.
И в-третьих, люди пытаются оценить качество стиля, примеряя его на себя и свое жилище, не отдавая себе отчета, что любой стиль требует определенного архитектурного материала. Невозможно качественно воссоздать, например, стиль Барокко в хрущевской двухкомнатной квартире (не в обиду таким квартирам будет сказано).

Вряд ли моя маленькая заметка заставит всех воспылать любовью к стилю Хай-тек, но я хотя бы постараюсь развеять некоторые предубеждения.

Хай-тек далек от природы.

Многие считают, что интерьерам в стиле хай-тек место только в мегаполисах, небоскребах. Люди думают, что подобные архитектурные решения несовместимы с природной средой и их невозможно органично вписать в ландшафт.

А архитекторы Ника и Игорь Шашковы построили в Подмосковье загородную усадьбу в стиле хай-тек. Игорь пишет: «Важное преимущество дома — его эксплуатируемая крыша. Мы предложили заказчикам сделать на ней газон. Тогда это было новшеством, и многие удивлялись: как может трава расти на крыше? Может. И очень хорошо. Для этого есть технологии, причем как минимум два варианта. Первый: покупаешь готовый рулонный газон — и он служит год. Второй: сеешь многолетнюю траву — и получается многолетний газон.» Согласитесь, звучит необычно, если учесть, что речь идет о доме в стиле хай-тек. Кроме того, архитекторы спроектировали дом, «развернули» его на участке, подобрали мебель, ткани, ковры, свет, декор таким образом, чтобы максимально использовать преимущества участка, его освещенности (соляризации), розы ветров, озеленения.

В хай-теке используются холодные материалы.

Почему-то люди думают, что интерьер хай-тека сплошь состоит из металла, пластика и труб с проводами. В чистом стиле безусловно применяются конструкции, свойственные промышленным зданиям (металлические каркасы и технические коммуникации, трубы, лифты нарочито выставляются напоказ). Однако, если в вашей квартире нет лифта, его не стоит там размещать, только чтобы придать интерьеру «хайтечний» вид. И из металла не обязательно делать все в своем доме. А уж пластик и вовсе из другой «оперы», это скорее любимый материал Поп-арта. Хай-тек — стиль, предпочитающий честные и чистые материалы: металл, бетон, камень, если дерево, то дорогое, если кожу, то натуральную. Пластиковые стулья, ковры из полуритана и шторы из полиэстера в такой дом лучше не вносить.

Архитектор Екатерина Мовчан в одном из своих интерьеров, на мой взгляд, удивительно грамотно использовала страсть хай-тека к металлу и стремление владельца квартиры к некой визуальной образности. В гостиной одна стена полностью отделана листами из нержавеющей стали, на которые методом шелкографии нанесена фотография Нью-Йорка 30-х годов. Изображение настолько сомасштабно реальному городу, что иногда кажется, будто контуры внутреннего и внешнего мегаполиса стираются, и создается ощущение того, что находишься в самом центре многолюдной улицы.

Если внимательно вглядеться в интерьеры хай-тека, то мы обнаружим там большое количество деревянных предметов: от стеновых панелей ( в сочетании с алюминиевым профилем) до мебели (массивные столы, стулья, комоды, стеллажи…). Дерево — очень важная составляющая стиля. Этот материал уравновешивает холодность металла, придавая интерьеру гармонию цвета и фактуры.

Хай-тек не может быть уютным.

Это более чем странное утверждение, если принять во внимание, что любой стиль интерьера призван создать комфортную обстановку для его обитателей. Другое дело, что понятие об уюте у разных людей разное. Кому-то нужны подушки с рюшками, а кому-то кондиционер и панорамный вид на город.

Архитектор Гинтаутас Наткявичюс так пишет о конструктивистском особняке: «Благодаря прозрачным перегородкам из стекла, которые разграничивают пространство первого этажа, оно просматривается насквозь. Вообще, первый этаж — это несколько бетонных стен и стекло (там, где перегородок было не избежать) плюс максимально свободное пространство. Мы даже весь свет сделали встроенным, чтобы ничто не отвлекало и не мешало любоваться природой, которая за счет огромных панорамных окон и фактического отсутствия стен становится единым целым с интерьером дома».


Стремление внести элементы природы в свой дом — одна из попыток создать уютную комфортную среду обитания. И хай-тек с его любовью к стеклу, большим открытым пространствам, светлым тонам (почему-то некоторые думают, что хай-тек — это черный цвет) прекрасно справляется с такой задачей.

Кроме того, хай-тек не любит ярких цветов, загромождения пространства лишними предметами. Это качество роднит его с минимализмом.

В интерьерах Хай-тека нет места произведениям искусства.

Стилю хай-тек свойственна своя художественная эстетика. Поэтому подобрать произведения искусства для данного интерьера очень сложно, но это не означает, что их нельзя использовать совсем.

Вот, например, интерьер одной комнаты-студии оформлен в серо-голубой гамме. Леонид Есипович (основатель компании SKOL) поясняет, что эти дизайнерские обои от Германа Ван Пира — прекрасный фон для ярких цветовых пятен — фотографий и картин. «Обои в гостиной интересны не только своим цветом и рисунком, но и фактурой. Они с разных углов смотрятся по-разному, узоры и фон переходят из негатива в позитив», — говорит хозяин квартиры.

Не стоит забывать, что весь стиль хай-тек пропитан энергией нового, современного: новейшие материалы, передовые технологии, высокотехнологичные приборы. Это же относится и к живописи, например. Произведения актуального искусства органично впишутся в такой интерьер, а вот классический пейзаж или натюрморт будут смотреться инородным телом, и не потому, что в интерьере хай-тека нет места картинам, а потому, что эти картины сюда просто не подходят.

Идеально вписываются в интерьеры хай-тека такие произведения, как: абстрактная живопись и скульптура из дерева, камня, металла, фотография, инсталляции лаконичных форм.

Евгений Полянцев, работая над пенхаусом в Дубаи (весьма экзотичное окружение), старался не превратить новый интерьер в иллюстрацию к восточной сказке. Лаконичная обстановка больше напоминает музей современного искусства, где выставочный тон задают масштабные полотна из грубого холста и дизайнерская мебель. Как рассказывает Евгений, сформировать концепцию интерьера ему помогла история Дубаи. Для местных племен основным материалом была ткань: она защищала от холода, она же спасала от изнуряющей жары. Ткань — своего рода местный колорит, часть локальной культуры. Этот факт натолкнул архитектора на мысль сделать ткань главной темой программы. Известный московский художник Борис Бельский специально для этого проекта разработал серию графических панно под названием «Кораблестроение». Самое большое из них, семиметровое полотно, украшает холл второго этажа.

Даже меня удивило, насколько эффектно можно декорировать современный интерьер, опираясь а исторические параллели. Вся сложность лишь в том, чтобы очень точно определить, что взять из прошлого, а что там и оставить.

Хай-тек — это прямые линии и углы.

Безусловно интерьеры хай-тека зачастую строятся на основе прямых линий, четких геометрических форм и кубических объемов. Но это не догма. Архитектор Левон Айрапетов создал потрясающее пространство с помощью исключительно плавных линий и округлых форм. Его волновали формопорождение, возможность реализовать в конкретном проекте, в жилом пространстве эскиз с листа бумаги, на котором он сталкивал разные виды линий, возникающие в его уме, — ломаные, плавные, округлые, зигзагообразные. Столкновение принципиально разных форм, их конфронтация — вот что происходит в этом интерьере. Тут буквально в воздухе висит глыба-консоль (на самом деле она держится на спрятанном металлическом каркасе), там серая вьющаяся лента рассекает волнообразную стену, а в остроугольный и прямоугольный стеклянный кабинет врезана белая криволинейная стена. Айрапетов считает, что самое важное и в архитектуре, и в жизни происходит тогда, когда сталкиваются принципиально разные, противоположные элементы. В данном случае — углы и округлости, горизонталь и вертикаль, мягкое и жесткое.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s