Искусство — в коллективную собственность!

Великобритания демонстрирует миру новый способ коллекционировать: люди собираются в группы, ежемесячно платят взносы, совместно решают, во что вкладывать деньги, совместно организуют выставки и мероприятия, одновременно в их домах периодически обновляется экспозиция художников мирового значения. И сколько может стоить коллекция, в которой более полусотни работ, а среди последних приобретений — четыре победителя приза Тернера, несколько звезд из YBA, как например Трейси Эмин; Вольфганг Тильманс, Питер Доиг, Крис Офили, Мартин Крид?

Сборы The Collective Энни Бекон представляет портфолио Девида Кеффорда

Роберт Ли, основатель и председатель первого объединения коллекционеров The Collective, говорит, что 60 фунтов в месяц его более чем устраивают, при том, что упомянутые работы несколько лет находились в егосемье, и он продолжает быть их собственником. Ли вспоминает, что идея объединиться появилась впервые, когда одна работа в галерее понравилась одновременно нескольким его друзьям и они в шутку решили приобрести ее вместе. Через два года регулярных посещений галерей и разнообразных выставок друзья Ли — а это семь семей — объединились, и вот уже восьмой год наслаждаются процессом коллекционирования без опустошения кошельков.

Визит группы The Collective в галерею "The Hannah Barry Gallery" в Пекхаме, Лондон

Каждая группа совладельцев — это обычно добрые друзья, любящие современное искусство, однако не могут позволить себе приобрести всю коллекцию самостоятельно. К тому же, в The Collective есть принцип «семейственности» — приобретенное искусство должно непременно находиться в домах и становиться частью жизни всех родных.

Ежемесячно члены объединения добавляют в общую кассу взносы, и когда нужная сумма наберется, одной из семей предоставляется право выбрать и приобрести любое произведение. Этим правом пользуются все члены семьи по очереди. Ежегодно пересматриваются суммы взносов, обычно они от 60 до 500 фунтов в месяц, но для участников важно, чтобы для каждого нового участника The Collective искусство было доступным. Соответственно количеству семей коллекция распределена на семь равных частей, находящихся в каждой семье. Раз в полгода-год семьи собираются у кого-то дома, устраивают праздничный ужин, делятся художественными впечатлениями и решают, в чью обитель переместится следующая часть коллекции. Роберт Ли отмечает, что такие встречи обычно проходят очень интересно и весело, за семь лет только один раз пришлось прибегнуть к голосованию, когда на одну работу было несколько претендентов.

Главное для The Collective — это участвовать в современном искусстве. Совладельцы глубоко верят, что современное искусство играет значительную роль в мире. Для художника жизненно важно презентовать свои работы и иметь возможность высказаться.

Георг Бейзелитц. Deneue Typ

Коллективное коллекционирование нарушает некоторые барьеры на рынке, который все больше склонен к элитарности и заоблачным именам, за которыми можно и не услышать не менее талантливых, но менее известных. Совладельцы часто консультируются со специалистами — вкус галеристов в формировании коллекции имеет большой вес, ведь от их знаний и вкуса зависит развитие художника и его инвестиционная история. Например, в свое время The Collective приобрело работы Саймона Келлера, а теперь его имя занимает достойное место в коллекции Чарльза Саатчи. И действительно, коллектив коллекционеров в основном делает ставку на молодых, но перспективных художников. Покупая их искусство, они тем самым поддерживают начинающих и прокладывают мостик от молодого художника к коллекционеру.

Кероролл Данем. Дерево с желтым

Уникальным является то, что независимо от роста или спада рынка, участники вносят умеренные суммы, тогда как стоимость коллекции медленно растет, ведь сделан правильный выбор. И это не может не радовать коллекционеров, которые, к тому же, составляют отдельные программы для поддержки молодых художников, инвестируя в создание новых работ, организацию их выставок и тем самым влияя на их развитие.

В круге интересов общины не только картины или объекты, но и, например, перформансы. В 2008 году The Collective профинансировало ряд семи перформансов молодой британской художницы Кэтрин Фрай, каждый из которых состоялся в жилищах совладельцев коллекции, и трудно не согласиться, что такой опыт является не менее интересным, чем коллекционирование «для себя». Роберт Ли отмечает, что стратегия The Collective — это прежде всего смелое искусство, какими бы привлекательными ни были бы широко известные имена, то бишь популярное коммерческое искусство. Прежде чем принять решение о приобретении, коллекционеры много времени посвящают поиску и изучению работ авторов, посещению галерей, музеев, мастерских. Стоит отметить, что сначала среди членов The Collective были всего два человека, знавшие толк в искусстве профессионально, сейчас, благодаря своей заинтересованности, все стали профессионалами и постепенно начинают также формировать индивидуальные коллекции. В круг совладельцев привлекаются и кураторы, для которых миграция художественных работ является лишь инструментом в собственной работе.

Филлида Барлоу. Болото. Инсталляция

Подходящим является вопрос — а если кто решит выйти из состава The Collective? Тогда ему вернут деньги или компенсацию в виде приобретенных работ, а его доля будет выкуплена участником сообщества.
И стоит сказать, что хорошие начинания не проходят незамеченными.

У первопроходцев коллективного коллекционирования появились последователи. Недавно созданная группа V22 Сollective — это объединение художников и коллекционеров, которые по аналогичному принципу финансируют проекты художников и собирают искусство, с той лишь разницей, что акции V22 Сollective присутствуют на фондовом рынке, что лишь усиливает ценность коллекции и укрепляет ее стоимость.

Сам Басу. Стела. Смола та стекловолокно

Удачная инвестиция — это лишь отголосок дела; говорится о влиянии на культуру, и здесь социальное значение такого коллекционирования является очевидным. Выставкам может позавидовать любая галерея или музей, куда работы передают на безвозмездной основе. Будущее коллективных коллекций видится участниками как презентация всей коллекции в публичном пространстве или передаче в музей, они часто получают предложения о предоставлении работ в аренду различным организациям или корпорациям.

Ян Доусон. Free Fliers. Пластик

Роберт Ли отмечает, что быть причастным к таким вещам гораздо приятнее, чем просто тешить себя очередным приобретением. Влиять на развитие искусства и тесно жить с ним, изучая его досконально, — это не то же самое, как просто посетить галерею в выходные. Недаром Художественный совет (Art Council) и Общество современного искусства (CAS, Лондон) почти на государственном уровне рекомендуют опыт The Collective другим сообществам. И благодаря их поддержке идея набирает обороты и распространилась по принципам «франшизы» — The Collective уже имеет три дочерних объединения в Лондоне, а также в Бристоле, Бирмингеме, Кембридже.

Дарина Жолдак
Статью рекомендовала Оксана Козинская.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s