Как понимать и покупать современное искусство

Интервью я взяла у издания «ЗАГРАНИЦА», за что им огромное спасибо. Текст очень интересный. Василиса в очередной раз подтверждает, что критерий «нравится — не нравится» – это отправная точка в оценке произведений искусства.

На прошлой неделе в Лондоне прошла одна из самых значимых международных выставок  в мире искусства – Frieze Art Fair. На выставке, которая ежегодно проходит в Regents Park, можно встретить работы как всех ведущих художников из ныне живущих — Frieze London, так и работы классиков — Frieze Masters. Быть представленным на Frieze – большая честь и для галереи, и для художника, а весь культурный Лондон только и говорит в эти дни о новых именах и о том, что за какую цену продалось. Не осталась в стороне от этого важного события местного интеллигентного стеблишмента и ваша блогер. И если в галерее Frieze Masters не возникает никаких вопросов, потому что ты просто с восхищением замираешь перед полотнами импрессионистов, то в галерее современного искусства Frieze London все не так. Эстетика современного искусства действительно не очевидна с первого взгляда, поэтому постоянно включается рациональное начало: «что это я сейчас увидел?  правильно ли я это понял?  а что действительно хотел сказать автор?» И поскольку такие вопросы я задавала себе довольно часто во время просмотра выставки, я решила обсудить это с человеком, который чувствует себя в современном искусстве как рыба в воде – с арт-консультантом Василисой Каменевой.

Сначала о Василисе. Первое и самое главное, Василиса попадает в мою любимую категорию людей – людей, которые добились всего сами. Девушка из Перми с большой страстью к искусству и настойчивым родительскими пожеланиями получить «приличный диплом» специальность юриста все-таки получила, а потом почти на следующий день рванула сначала в Оксфорд прослушать историю искусств, а затем – в школу аукционного дома Сотбис. Поскольку девушки, которые добиваются всего сами, должны постоянно работать, Василиса и начала работать практикантом  в галереях, начиная со второй недели обучения в Сотбисе. Как и в любой правильной истории успеха,  она занималась грязной работой – запаковывала, перетаскивала и устанавливала объекты искусства, протирала пыль и оформляла документы.  Зато теперь у Василисы – собственный бизнес арт-дилера, ряд клиентов и, кстати, прекрасная семья с годовалым Питером, который часто сопровождает маму на бизнес-встречи.

Василиса и потенциальный покупатель

 

Итак, что рекомендует Василиса тем, кто впервые оказался на выставке современного искусства и почувствовал легкое замешательство, увидев, например, это

Paul McCarthy, Hauser & Wirth, Frieze London

 

1. Не волнуйтесь, если вы что-то не понимаете или не принимаете. Это совершенно нормально – не испытывать эмоций по отношению к картине или инсталляции. Даже я, человек внутри индустрии, воспринимаю далеко не все. И у меня есть правило: работать только с теми художниками, которые нравятся мне самой. Потому что если для тебя произведение не притягательно, его никогда не получится продать. С годами я научилась говорить «нет» тем авторам, работы которых мне не близки.

 

2. Если вы пришли на выставку современного искусства, обязательно разговаривайте! Куратор выставки или галереи будет очень рад рассказать вам о том, чему посвящена или что символизирует собой та или иная работа. Например, однажды я представляла работы Алексея Фирсова на выставке в Сингапуре.  К нам подходили мужчины в ультра-дорогих костюмах и я их усаживала на пол, потому что только с этой точки зрения можно было увидеть перспективу, в которой творил художник. И тогда, как говорится, все кусочки пазла складывались и можно было увидеть ту березу, которая была на картине. Кстати, тогда мы очень хорошо продали работы этого художника, который был представлен в Азии впервые.

 

3. Для «первых погружений» в мир современного искусства выбирайте престижные выставки, такие, как, например, Frieze. Дело в том, что на такую выставку галерее очень сложно попасть – нужно соблюсти ряд критериев. Есть специальная комиссия, отбирающая художников. Это означает, что у вас как у потенциального покупателя будет  уверенность в том, что работа, которую вы купите, на 95% будет подлинной (остальные 5%  — накладки, которые время от времени случаются в мире искусства) и в том, что работы этого художника будут расти в цене, потому что сама представленность на Frieze сразу поднимает его на новую ступеньку.

 

4. Сохраняйте трезвую голову. В то время как многие профессиональные коллекционеры часто способны «забыться» во время живых торгов и инстинкт охотника заставляет их продолжать повышать цену ( кстати, некоторые специально торгуются только по телефону, чтобы избежать этого эмоционального давления),  если вы покупаете работу больше для себя, помните, что вам с ней жить. Если у вас нет специального помещения под коллекции, эта работа скорее всего будет размещена в вашем жилом пространстве, и хорошо бы, чтобы у вас было желание не спрятать, а выставить эту работу.

 

5. Ну и самое главное – следите за своими ощущениями. В современном искусстве действительно есть момент рационального (а также политического, экономического, экологического и многого другого), но искусство по сути своей эмоционально, а значит,  предмет искусства должен вызывать у вас сильную эмоцию. И если вы верите, что это стоящая вещь, значит, так оно и есть.

Gregor Staiger, Frieze London

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s