Современный город глазами художника

Выкладываю мою статью для интернет-галереи Art-ICON.

Город – уникальное место, где рукотворность доведена до абсолюта, где присутствие человека и его созидательной энергии ощущается ежесекундно. Художник, живущий в городской среде, не может не затронуть тему города в своем творчестве. Но отношение к городскому пейзажу у всех разное. Даже в искусствоведческих изданиях его часто выделяют в отдельный вид пейзажа, иногда называя архитектурой.
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays – страна, местность) – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо преображённая человеком природа. Пейзаж – сравнительно молодой жанр живописи. Многие века художники использовали пейзаж лишь как фон для портретов или сцен, в качестве декорации для икон. Именно декорации, потому что у художника не стояло задачи изобразить конкретный вид того или иного города или места.

eaf87b8276c64d24cbf7b5fedc18688c.jpg
ПьетроПеруджино. Обручение Девы Марии. 1500-04

С развитием научных и опытных знаний линейной и воздушной перспективы, светотени, рельефности изображения, природные виды стали равноправным членом сюжетной композиции. Окружающая среда стала дополнять сюжетную линию, вносить необходимое эмоциональное напряжение. Персонажи начали жить в реальном мире, виды города стали узнаваемы.

e53689f7088c862140b5c5a066d6e619.jpg
Василий Суриков. Утро Стрелецкой казни. 1881

Постепенно значение пейзажа усиливается. Уже в середине XIX века он, как самостоятельный жанр, занимает достойное место в изобразительном искусстве. Примерно в это же время или чуть позднее появляется городской пейзаж. В картинах художников того времени появляются виды городов Европы и России, по ним можно изучать историю архитектуры, настолько скрупулезно прописаны строения, детали. Городской пейзаж увлекает художников своей динамикой, многоликостью, эмоциональной связью с человеком.

820d6393188e073ef137cb323f6bfa30.jpg
Юрий Пименов. Новая Москва. 1937

Взаимоотношения человека и города волнуют художников до сих пор. Рост городов, строительство новых зданий из стекла и бетона, расширение дорог и наполнение их все убыстряющимся автомобильным потоком кого-то повергают в ужас, другим открывают новые горизонты. Такие художники, как Анатолий Черных, Алексей Шалаев, Ирина Ива, черпают вдохновение в образах старого города. Ностальгия по ушедшему скользит по холсту вслед за мазками кисти. Зритель погружается в воспоминания, миражи прошлого, романы Толстого, Достоевского.

2b4a12a2131fbbba5623f9c255e6de09.jpg
Анатолий Черных. Новая Голландия. 1993
http://art-icon.com/catalog/zhivopis/1114338-Novaja_Gollandija/

40517534f5ca83f33c53f74e5ed418fc.jpg
Алексей Шалаев. «Майская зелень». Плотников переулок. 2007
http://art-icon.com/catalog/zhivopis/mayskaya_zelen_plotnikov_per/

dfbdb5d7d8f602a0461ff51c48ea1656.jpg
Ирина Ива. «Тень на стене». 2012
http://art-icon.com/catalog/zhivopis/ten_na_stene/

В противовес им Анна Калугина, Светлана Шебаршина, Евгений Морозов пишут суровый образ современности: город и человек – непримиримые антагонисты. Строгая линейность, локальность цвета, почти полное отсутствие эмоций. Город – порождение людей, но места людям в нем как будто бы и нет.

8b82a01c34dd28eaa453a92538f804b6.jpg
Анна Калугина. Башня. 2013
http://art-icon.com/catalog/zhivopis/bashnya/

48a5167e251bb4c6eec308b3ca9eebda.jpg
Светлана Шебаршина. Платформа Удельная. 2012
http://art-icon.com/catalog/zhivopis/1114322-Platforma_Udjel-naja/

89b633483e3356bc2d7456c5e5eb061c.jpg
Евгений Морозов. Утро буднего дня. 2014
http://art-icon.com/catalog/zhivopis/1114328-Utro_budnjego_dnja/

Но это две крайности, а между ними бескрайнее море форм, идей, впечатлений. Каждый художник выстраивает свою модель города, наполняет его своими мечтами или страхами, приглашает зрителя в путешествие по любимым уголкам, как Федора Акимова, или предостерегает от опасности, как Марина Федорова.

c438269a992e5b13a8f94511a789aa38.jpg
Федора Акимова. Парад Большинства. 2013
http://art-icon.com/catalog/zhivopis/parad_bolshinstva/

e93aaaecb99911fac1760a9da94af9bf.jpg
Марина Федорова. 11 сентября. 2014
http://art-icon.com/catalog/zhivopis/151014-11-sjentjabrja/

Если вспомнить слова «Архитектура – это застывшая музыка», то можно домыслить, что городской пейзаж – это ноты. И в каждую ноту, в каждый мазок кисти художник вкладывает душу. Наталия Новикова в серии работ «Отражения» ищет другую реальность за гранью воды или стекла, стремясь проникнуть в зазеркалье, как маленькая Алиса.
c47efb0929d8b49d5545c6dc7b6416be.jpg
Наталия Новикова. Отражение. Сокольники. 2013
http://art-icon.com/catalog/zhivopis/021114-Otrazhenie._Sokolniki/

Сколько художников, столько и образов одного и того же города может родиться на холсте. Нежный, лирический, холодный, графичный, смываемый дождем или уносящий зрителя в потоке машин – город многолик. У каждого он свой!
8a174d21073c2bada756d5f79d141c26.jpg
Марина Подгаевская. Исаакий вечерний. Дождь. 2012
http://art-icon.com/catalog/zhivopis/1114022-Isaakij+vjechjernij.+Dozhd-/

efbfe69e8223f4d1e1ddcbcefeca3463.jpg
Сергей Котинов. Спас. 2013 http://art-icon.com/catalog/zhivopis/1114217-Spas/

0243645d9a304d3ef8259544e2c31f61.jpg
Дарья Воробьева. Суета города. 2014
http://art-icon.com/catalog/zhivopis/sueta_goroda/

cecc4ee965797311e3d5269d109c738c.jpg
Андрей Саратов. Таганка. 2014
http://art-icon.com/catalog/zhivopis/taganka/

автор: Наталия Новикова
Реклама

Современный город глазами художника: 2 комментария

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s